Реклама
Свежие комментарии

Игра зимней удочкой

Игра зимней удочкой

  Если понаблюдать на водоеме за рыбо-ловами, можно увидеть, что в манере владения снастью у каждого есть что-то свое, а по эффективности ловли определить степень мастерства. Легко вычислить но-вичка, бессистемно дергающего снасть или запутавшегося в ней. Попадаются и такие, кто хорошо владеет приемами ловли, но привлечь рыбу им не удается. Здесь нет еще настоящего мастерства, под которым рыболовы понимают не только совершенное владение снастью, но также и умение выбрать мормышку и насадку, соответству-ющие сезону и погоде, и обязательно найти рыбу.
С чего же надо начинать рыболову, чтобы приобрести мастерство?
Известно, что неподвижно висящая блес-на или мормышка являются просто грузом, в движении же они становятся объектами, привлекающими рыбу, и она хватает на-садку на крючке. Даже при беспорядочном движении приманки может произойти по-клевка. Это связано с тем, что в какой-то момент игры блесна (мормышка) возбудила хищный инстинкт рыбы или показалась лакомой для мирной рыбы. Но это случай-ность. Можно потом трясти мормышку полдня и ничего не поймать.
Существует много различных приемов, вызывающих поклевку рыбы. Какой же из них выбрать?
Рыба осторожна и избегает встречи с движущимся на нее крупным предметом, но если этот предмет от нее «убегает», да к тому же он невелик, то рыба стремится его догнать, схватить. Поэтому когда рыболов поднимает мормышку от дна водоема к его поверхности (снизу вверх), часто происходит поклевка, особенно при благоприятной погоде. Это своего рода поиск вертикали местоположения жирующей рыбы.
Если же несколько попыток ловить рыбу на разных уровнях оказались без-результатными, то в простой подъем мормышки надо внести элемент игры, возбуждающий рыбу.
Одним из таких приемов является подергивание мормышки снизу вверх. Графически это изображено на рис. 1. Впозициях а-1 и а-2 показано подергивание на одном уровне, в первом случае с малой амплитудой (используется при ловле плотвы), во втором — с увеличенной (при ловле окуня), но с одинаковой частотой. Величина амплитуды может быть от 5 до 150 миллиметров, частота (скорость) 100-150 колебаний в минуту. Буква «в» обозначает паузу, когда мормышка висит неподвижно, г — подъем вверх без подергиваний, а «б» — подергивания с такой же амплитудой и чистотой и одновременный подъем вверх.
Можно пользоваться другим приемом, при котором амплитуда значительно уменьшена, а частота увеличена до 200- 300 колебаний в минуту. Такой прием рыболовы называют потряхиванием (рис. 1,а). При нем мормышка лихорадочно дрожит (вибрирует), а мотыль на крючке слегка колеблется.
Таким образом, игра мормышки — это вынужденные колебания ее, создаваемые рыболовом при помощи удильника, которые имеют определенную амплитуду и частоту, а также подъем и опускание мормышки по вертикали без колебаний или пауза между серией различных колебаний. На рис. 1 показана игра мормышкой, которая осуществляется удильни-ком без кивка. Поклевку рыбы определяют по смещению (колебанию) лески на темном фоне воды в лунке, это требует острого зрения и особого внимания рыболова. Кроме того, сильно осложняет ловлю ветреная погода.
Для облегчения ловли служит кивок. Он создает дополнительные колебания мормышки и сигнализирует о поклевке.
Когда рыболов поднимает кончиком удочки висящую на леске мормышку, то под ее тяжестью и из-за сопротивления воды рабочая часть кивка сгибается, а когда опускает удильник вниз, кивок вы-прямляется. Пружинящая часть кивка, возвращаясь в исходное положение (вы-прямляясь), создает незначительные до-полнительные колебания мормышки. Это происходит за счет того, что свободно планирующая мормышка успевает упасть
|раньше, чем выпрямится пружина кивка; пружина повторно подбрасывает мормыш-ку вверх, а вниз она опускается за счет своего веса. Графически это показано на рис. 2, поз. а-1 и а-2. Обычно так происходит при ловле на тяжелую мор-мышку с гибким кивком.
Как ведут себя кивок и мормышка при потряхивании (рис. 2, а), графически изо-бразить сложно. На чертеже это отмечено незначительной паузой, следующей за каж-дым потряхиванием мормышки.
Освоив два первичных основных приема (подергивание и потряхивание), удильщики могут дополнять их и другими, например, шевелением грунта дна мормышкой, проводкой мормышки от одного края лунки к другому, ловлей на лежащую на дне мормышку с насаженным мотылем (если лунка предварительно прикормлена).
Добившись увеличения частоты колебаний (более 250 в минуту), можно пробовать ловить рыбу без насадки. Практика покажет удильщику, при каких комбинациях приемов у него будет больше поклевок рыб разных видов. Именно эта практика поможет рыболову выработать свой, присущий только ему «почерк».

Рис. 1. Варианты колебаний мормышки, создаваемых удильником без кивка.

Рис. 2. Варианты игры мормышкой, создаваемой удильником с кивком.

А. ЛИМОНОВ